Живописный сад.

Живописный сад.

Урок 1. Часть 4. Живописный (ландшафтный) сад.

В предыдущих частях мы рассмотрели регулярный сад и его элементы, теперь пора рассмотреть живописный сад. Из самого названия уже понятно, что суть таких садов – это воссоздание естественной природной атмосферы, и все что можно, все идеи, подражания берутся у самой природы.

Конечно, для живописного сада лучше всего подходят большие территории  с травяным покрытием. В таких случаях на помощь приходит дерн, это густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений с верхнего слоя почвы. Такие пласты помогут создать уютные лужайки, и еще одна особенность таких пластов, что их можно пересаживать в любое время года, ну за исключением зимнего времени года естественно. Своим ярким сочным зеленым пятном лужайки заиграют новой жизнью и будут радовать глаз и успокаивающе действовать.

Давайте заглянем в историю, как все началось и к чему пришло. Начнем со стран Востока, сады и парки Японии, Китая и Кореи и многих других восточных стран отличались от европейских коренным образом. Основа была заключена в особом мировосприятии, все было пронизано философией, религией, очень высоко одухотворялось все живое.

Китай – еще первые упоминания о китайских садах пошли со времен строительства Великой Китайской стены, так как при императорском дворе был громадный парк, который пересекали дорожки, также можно было понаблюдать за ручьями и были также гроты. Сад в те времена можно было считать да и воспринимался как обитель богов, хотя по большому счету это были участки естественной природы, которые умело, выделяли из окружающей местности. Примерно в первом веке парковые участки начинают приобретать пейзажные композиции (природе начинают придавать настроение). Темные рощи и нависшие скалы, грохочущая горная вода – носили устрашающий характер. А залитые солнцем поляны с обилием цветов и большим открытым пространством – смеющиеся, спокойная гладь воды с отражающимися в ней облаками, с зелеными островками среди водоемов – носили идиллистические настроения. Расцвет ландшафтного искусства был в 10-12 веках и вновь ожил в 13-14 веках. Основным атрибутом становиться вода с неизменно изрезанной береговой линией водоемов, множество островов, одиночными камнями естественной формы. Были определенные принципы создания таких садов: все начиналось  в зависимости от местных условий, использовалось максимальное природное пространство, в задуманной композиции отделялось главное от второстепенного. В основном были использованы контрасты (большое и малое, светлое и темное, узкое и широкое, низкое и высокое), старались в малом добиваться большого, учитывать гармонию пропорций, учитывали время суток, с точки зрения благоприятного вида созданного пейзажа и использовали постепенное раскрытие пейзажа. Далее вплоть до 19 века садовое искусство только укреплялось и творчески развивалось.

Урок 1. Часть 4. Живописный (ландшафтный) сад.Япония – по аналогии с Китаем это многовековая история становления садоводства, шла рука об руку с пейзажным стилем. И зародилось оно еще в 6 веке до нашей эры вместе с буддизмом, путь был изначально из Индии через Корею, а затем Китай. Тут отразилось все и высокая культура, и особенности религии японцев, приморский климат и безграничная любовь к природе. Причем все это умещалось на маленьких территориях, в которых японцы могли показать неповторимые картины родных мест, главным назначением японского сада становиться созерцание и оценка красоты. В самой истории становления садоводства было всего два периода. В период 4-8 века формировался японский стиль, в основе китайских садовых композиций и собственных представлений об окружающем мире. А вот 9-12 века, этот период  оформил садовое искусство как специфический жанр со своими канонами, характерными признаками. В 13-14 века сады становятся частью храмовых сооружений, а вот 14-16 это новый рассвет в ландшафтном искусстве Японии, в связи с расцветом национальной культуры и ставшим классическим. Помимо монастырских садов, которые к слову отличались друг от друга, начали появляться светские сады, они и становятся неотъемлемой частью любого дома. Такие типы садов, как дворцовые, храмовые, сады чайной церемонии, сады у жилого дома – складываются к концу 18 века. Все они подразделяются по конкретным признакам: характер плоскости (холмистая или плоская местность), сложность композиции и основному компоненту сада (камень, вода, мох или песок). Как и в прошлом, да и в настоящее время японский сад немыслим без таких элементов, как вода и камень. Камни старались подбирать по форме, цвету и фактуре, из которых, формировалась основная группа композиции, и вспомогательная группа лишь подчеркивала и дополняла главную идею. Вода – основа всего живого и ее присутствие в жизни сада основная роль японского сада, это может быть водоем или спокойная широкая река, а может быть бурлящим порожистым потоком и водопадом. По таким же принципам подбирались и растения, им тоже уделялось особое внимание, также не обходили вниманием садовые сооружения, символические элементы, что все вместе давало полную картину создаваемого пейзажа.

Страны Европы (18 – начало 19 века) популярность регулярных садов стала падать с формированием пейзажного стиля, это примерно было в 40-50 годы 18 столетия. Это было по разным причинам: бытовало мнение, что регулярные сады исчерпали себя, потом  начали появляться учения о восточном стиле и все стали подражать Китаю. В Англии наиболее полно воплотился пейзажный стиль. Основные черты таких парков – это живописность, картинность, пытались создать пейзажную живописность. В любом случае создавался сад заново или ему была уготована перепланировка, в ход шли руины, надгробия, мавзолеи, картины сельского быта, мельницы, хижины, обелиски и колонны в память о героическом прошлом. Также продолжали строиться павильоны в восточном стиле: античные, китайские и турецкие. Основа построения таких садов – это контраст впечатлений, в которых одна картинка менялась другой. Эта основополагающая  идея положила распространение в европейских странах, Россию и США.

Урок 1. Часть 4. Живописный (ландшафтный) сад.Мода на пейзажные сады дошла и до России во второй половине 18 и начале 19 века. Сначала пытались включить пейзажный стиль в уже существующие регулярные планировки парков, но вскоре начали появляться неповторимые русские пейзажные парки. ( парк в Гатчине, Павловский парк и т.д.)

Конец 19 века и начало 20 – период роста и масштабной переделки городов. Строились промышленные предприятия, электростанции, дороги, подземные коммуникации, а также жилые массивы изменили подход к озеленению территорий. Вместо садов и парков стали появляется улицы, бульвары и скверы, места общественного и загородного типа. Общественные сады или нам более привычно такое понятие как парки, стали появляться в начале 19 века и к середине века прочно вошли в жизнь городов, главная особенность которых была многофункциональность. На территории таких садов создавались спортивные комплексы, лодочные станции, кафе и множество прогулочных дорожек, для спокойного отдыха. Растения сажали в основном по периметру парка, тем самым оградить эту часть отдыха от городской суеты, цветочные композиции были в регулярном стиле, в виде сложных геометрических рисунков из однотонных цветов и представляли ковровые клумбы. К сожалению, размах промышленного строительства, рост городов практически уничтожили природную среду. Чтобы хоть как-то сохранить природу, начинают создавать заповедные территории и национальные парки. К концу 20 века в различных странах мира их было уже девятнадцать.  Вместе с национальными парками начинают появляться лесопарки, где горожане могли свободно отдыхать в природных условиях.

Урок 1. Часть 4. Живописный (ландшафтный) сад.Так что нужно сделать, чтобы воссоздать или хотя бы приблизиться к неподражаемости самой природы. Можно создать в своем саду цветочный ковер, где в основном будут применяться многолетние растения (примула, восточный мак, луковичные (тюльпаны, нарциссы)). При использовании многолетних растений, сажаем их произвольно, причем траты будут значительно меньше, чем это делать с однолетними или двулетними растениями, а красота будет радовать вас еще долгие годы. Можно высадить растения в виде рощи. При этом посадка деревьев и кустов в виде рощи, поможет вам воссоздать натуральную атмосферу леса с разреженной структурой. При выборе дорожек и покрытий, старайтесь придерживаться главной идеи и они должны вписываться в естественный рельеф местности. Дорожки это как артерии вашего сада и они должны быть извилистыми, покрытым гравием или натуральным камнем. Водоемы или водная поверхность послужит усилением ваших впечатлений пейзажного сада. Это может быть искусственный пруд, садовый ручей, родники, поилки для птиц и небольшие водопады. Если вам посчастливилось иметь водную стихию на своем участке, постарайтесь ее облагородить и сделать главным акцентом в вашем саду, а если так вышло, что нет у вас естественной воды, то ее всегда можно спроектировать и перенести в жизнь.  В следующей части нашего урока, мы кратко рассмотрим стили в ландшафтном дизайне, а вот урок 2 начнем с азов обмера  и многое интересное вас ждет в дальнейших уроках.  Удачи вам и творческих успехов.

Количество просмотров: 
10524
Дата: 2014-07-23

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 0.